Психологи считают, что любые отношения основываются не просто на уважении к собеседнику и иному мнению, а на самоуважении. То же можно сказать и об отношениях между учителями и учениками. Об этом сегодня и поговорим...
Доброжелательный настрой – важный фактор, особенно с младшими школьниками, ведь раздраженное состояние нарушает контакт в коллективе, а он необходим для плодотворной работы.
Важен и авторитет и уверенность учителя в себе.
С одной стороны только уверенного в себе учителя будут слушаться, с другой – пока учителя не слушают, трудно быть уверенным в себе.
Как вернуть ученика к работе:
- Чем ближе учитель, тем сильнее эффект от учителя на ученика, даже не придется повышать голос.
- Контактировать глазами с учениками, особенно трудными.
- Задать вопрос, пусть и риторический, например, попросить объяснить причину, почему работа еще не начата.
- Отношение к нарушителям дисциплины должно быть как у врача к больным. После уроков нужно обязательно выяснить причины плохого поведения, скорее всего, они будут личными.
- Как вариант можно определить вслух несколько мер наказания и попросить класс проголосовать за какое-либо, пусть сами выберут меру нарушителю. Обычно это оказывает сильное воздействие.
- И конечно, немаловажно расположить материал урока так, чтобы к концу он становился все интереснее и интереснее. Тогда проблемы со вниманием сведутся к минимуму.
Несколько общеизвестных правил:
- Выражайте недовольство поведением ученика, но не самим ребенком/подростком.
- Не трогайте, не осуждайте и не задевайте чувства ребенка.
- Не требуйте невозможного, но подумайте, что вы сами можете изменить.
- Нельзя выражать недовольство постоянно, его будут пропускать мимо ушей.
- Ребенок должен знать последствия своих действий или бездействий.
- Помогите ребенку в трудной ситуации по мере сил, но если он что-то может сдалть сам, то пусть и делает сам.
- Подумайте, соответствуют ли ваши ожидания возможностям ученика.
Как сказала одна моя знакомая, учитель: «Уважение надо проявлять всегда друг к другу. Ученики должны оценивать и свое поведение адекватно, родителям надо посмотреть на ситуацию с разных сторон, а учителям не нужно думать, что они всегда правы...»
Если соблюдать определенный набор правил всеми, то и конфликтов не будет. Но для этого, в идеале каждый должен знать свои права и обязанности, четко выполнять обязанности и подчиняться правилам школы, а администрация должна контролировать, и родители должны быть заинтересованы в успеваемости и сотрудничестве.
Есть ли где-нибудь идеальная школа?
Автор: Алексеева Е.А.
Статьи по теме: