В который раз уже убеждаюсь в изобретательности человеческого мозга и... в предсказуемости человеческого поведения: сначала мы что-то придумываем, потом воплощаем эту идею в жизнь, а затем — начинаем соревноваться, кто круче. Причем абсолютно во всем, от резьбы по тыквам до искусства пускать мыльные пузыри.
В России сейчас очень популярен роликовый спорт. А в последнее время особенно привлекает роллеров направление роллер-слалом.
Лезем в историю
Откуда взялся роликовый спорт? Все началось с изобретения роликовых коньков. Достоверно известно, что впервые роликовые коньки мир открыл для себя в 1743 году. Имя изобретателя, увы, история не сохранила. Зато известно имя некоего Жана-Жозефа Мерлэна, который представил в 1760 году новый вид коньков с железными колесами. Первый же патент на коньки был выдан Птиблэ.
Первые коньки были очень схожи с современными роликовыми. Но в 1863 году в Нью-Йорке появились квады, или коньки с попарной установкой колес, — те самые, что позже стали столь популярны в бывшем СССР. Их еще называют «табуретки» и «копыта».
Дизайн квадов был рекомендован, чтобы легко огибать предметы при езде. Однако в 1979 году Скотт и Бреннан Олсон разработали на основе хоккейного конька инлайн-ролики, т. е. роликовые коньки, у которых колеса выстроены в одну линию. Позже «Роллерблэйд» (RollerBlade) — название компании по производству коньков — стало синонимом новой модели, несмотря на то, что за ее производство принялись и другие спортивные брэнды. Квады вскоре оказались вытеснены.
Представители российского роллер-слалома часто катаются под маркой «Роллеблэйд». В российскую сборную по роллер-слалому входят 9 человек. От трети до половины из них — представители команды RollerBlade.
Современный роликовый конек состоит из ботинка, рамы, колес и пяточного тормоза. Именно эти характеристики определяют специфику направления роллер-спорта. Например, герои нашего повествования — роллеры, занимающиеся слаломом, — используют коньки, у которых мягкий ботинок и крепкая рама.
С середины 90-х годов — пика повального увлечения инлайн-коньками — в роллер-спорте начинают выделяться основные направления: фрискейтинг, агрессив, слайд, слалом... В свою очередь, слалом разделился на два основных направления: фристайл-слалом (стайл-слалом) и спидслалом. Рама для роликов, используемых в слаломе, короткая — всего 230-245 мм. Это делается для того, чтобы фигуры, исполняемые в слаломе, выходили наиболее гладко. Кроме того, фристайл-роллеры для выполнения своих замысловатых элементов часто используют колеса разного калибра.
Первые чемпионаты по слалому прошли во Франции и Испании. Ныне они проводятся по всему миру, в том числе и в России.
Изначально у нас поклонников роллер-слалома было больше в Питере, чем в Москве. Бывало, что роллеры из северной столицы выигрывали соревнования у москвичей. Теперь же слалом распространился по всей России, и на московских роллердромах во время сражений за очередной кубок можно увидеть представителей Екатеринбурга, Волгограда, Воронежа...
Теория и основы
Итак, что же такое роллер-слалом? Это направление роликового спорта, подразделяющееся на две дисциплины: артистик-слалом (фристайл-слалом, стайл-слалом) и спидслалом.
Спортсмены обоих направлений катаются на инлайн-роликах, однако порой можно встретить чудаков, щеголяющих на дорожке в квадах.
Движения слалома состоят из основополагающих элементов, которые категорически нельзя пытаться выполнить неопытным роллерам. Верный способ набраться опыта в роллер-слаломе — наблюдать за профи и, усваивая их рекомендации, пытаться исполнять элементы, постепенно переходя от примитивных к более сложным. Список элементов фристайл-слалома можно посмотреть тут.
Кстати, в России фристайл-слалом чаще называют артистик-слаломом, что иногда может поставить в тупик: в Европе и США «artistic skaing» означает вид роллер-спорта, куда более схожий с фигурным катанием, чем фристайл.
Стайл-скейтинг называют слаломом и фигурным катанием «два в одном». Программа фристайла или артистик-слалома длится всего полторы минуты. Но элементы ее очень грациозны и исполняются под музыку «такт в такт», что заставляет критиков сравнивать их с фигурным катанием. Однако программа должна состоять из обязательных элементов и укладываться в определенное время. Это больше роднит вид со слаломными дисциплинами. Кроме того, есть и очень серьезное отличие артистика от спидслалома: три дорожки, каждая из которых состоит из 20 конусов. На первой дорожке расстояние между конусами 0,5 м, на второй — 0,8 м, а на третьей — 1,2 м. Расстояние между дорожками — 2 метра. И все эти сложные препятствия роллеру предстоит объехать за короткий отрезок времени, демонстрируя при этом обязательные и новые элементы и не теряя скорости!Спидслалом тоже представляет собой очень своеобразную дисциплину в роллер-спорте. Роллер должен объехать в определенном направлении 20 фишек, не теряя скорости, за минимальное время и одним из самых сложных способов. Менять способ проезда дорожки нельзя, — иначе штраф!
По обеим дисциплинам проводятся международные соревнования, в том числе чемпионаты Европы и мира.
Если вы решили заняться слаломом, определитесь, прежде всего, к какому из двух направлений у вас лежит душа. Если выбор пал на артистик — подбирайте соответствующие коньки. В фристайле существует такое понятие, как рокеринг — установка роликовых коньков разного диаметра. Обычно центральные колеса устанавливаются диаметром больше, чем крайние. Так легче маневрировать. Необходимо запастись 60 фишками (или больше) или стаканчиками не выше 9 см в высоту. Дело в том, что стаканчики могут отлететь, их можно раздавить неудачным икс-прыжком и т. д. Поэтому их должно быть больше стандартного количества в 60. Позаботьтесь и о площадке: как минимум, нужно место 60х10 м, как максимум — площадка в парке, а если повезет, то арендованная дорожка на роллердроме. Кроме того, изучайте базу: просматривайте основные элементы, выложенные на видео в Сети, посещайте специальные секции, — такие занятия будут стоить около 4000 рублей. Или скачайте матчасть в электронном виде. И помните: половина дела — правильно согнутые колени! Не катайтесь на прямых ногах!
Если же «щелкнуло» в сторону спидслалома, то вам понадобится меньше фишек — всего 20. Разумеется, необходимо позаботиться о запаске. Следите за тем, кто как катается и какие ошибки совершает. Определите свою «родную» ногу и старайтесь откатывать элементы на ней. Правда, в артистик-слаломе также ценится, если спортсмен выполняет элементы как на «родной», так и на «неродной» ноге. Выбирайте для спидслалома ровное покрытие! Колеса у роликов для спидслалома должны быть 80-82 мм, для развития максимальной скорости. В спидслаломе особое значение приобретает система хронометража. Она довольно дорогая, поэтому на тренировки лучше брать... друга с секундомером.
От теории к практике
Ну вот, вы определились, закупили коньки, раздобыли фишки или стаканы, принесли мелки для разметки роллер-площадки. Что дальше? Надо готовить свою программу. Опять-таки сталкиваемся с проблемой выбора: в зависимости от избранной дисциплины построение программы приобретает свои особые краски.
Для артистик-слалома нужно выучить все элементы, которые в данный момент входят в обязательную программу. Но не торопиться и еще раз не торопиться! Начинать надо на медленной скорости (иначе и не получится, учитывая разнокалиберность колес, — почва буквально будет уходить из-под ног). Кроме того, сначала придется довести до автоматизма примитивные элементы, а затем уже приступать к исполнению корабликов, пистолетиков, вращений на одном колесе и икс-прыжкам, которые представляют высший пилотаж артистик-слалома. Конечно, некоторых роллеров можно уличить в уловках, как-то: езда на разных роликах, с разными рамами, использование колес разной жесткости, в зависимости от ведущей ноги. Но лучше не экспериментировать, особенно если вы новичок!
Необходим и правильный подбор музыки. Прыжки и элементы должны выполняться в такт избранному ритму.
Элемент, выполненный с неудобной («неродной») ноги, называется свитч. Те, кто хотя бы раз пытались сделать флипы на скейте, вероятно, сталкивались с этим термином. И в роллер-спорте также есть понятие исполнения элемента с ведущей или ведомой ноги. Свитчи считаются высшим пилотажем, особенно при исполнении ванвилов (от английского «one wheel» — одно колесо) или элементов, выполненных на одном роликовом колесе.
Для спидслалома нужно также определиться с удобной и неудобной ногой. Попытайтесь проехать на «родной» ноге несколько метров. Это не так просто, но со временем можно довести стойки спидслалома до автоматизма.
Далее можно приступать к тренировкам на фишках. Постарайтесь заметить, сколько вы их сбили, в каких местах, что вам помешало их объехать. Ваша задача — выработать стабильность катания. Лишь после этого можно обратить внимание и на скорость.
Заключительным этапом можно считать выбор стойки для старта. Их несколько. Каждый чемпион мира старается найти позицию для наилучшего старта, поэтому стойки, с которой гарантированно можно попасть в лидеры, нет.
Спидслалом, в отличие от артистика, у нас начали катать параллельно с французскими спортсменами. Поинтересуйтесь у гуру слалома, чем отличается французская техника от русской.
Артистик-слалом был создан Себастьяном Лаффаргом. Первые поклонники этой дисциплины в России и будущие чемпионы Дмитрий Милёхин и Екатерина Вороничева начинали с изучения элементов фристайла по видео, выложенному Лаффаргом в Сети. Однако совсем немного спустя ученики превзошли учителя и стали чемпионами мира и Европы.
Наши жгут!
Долгое время первенство в роллер-слалом-спорте удерживала родина коньков — Франция. В Россию дисциплины слалома пришли в 1997-1998 годах. Однако уже спустя несколько лет французы стали уступать россиянам. 2003-2006 годы можно считать годами франко-российского противостояния, когда к пьедесталу почета на пушечный выстрел не могли приблизиться никакие другие спортсмены, кроме представителей России и Франции. Честь главного прорыва российского роллер-слалома принадлежит Екатерине Вороничевой, которая стала чемпионкой Европы по артистик-слалому в 2003 году.
В 2004 году Дмитрий Милёхин стал серебряным призером Чемпионата Европы, а в 2005 году — чемпионом мира по стайл-слалому. Однако сейчас самой яркой звездой на небосклоне роллер-слалома называют Екатерину Дикушину: она не раз занимала призовые места в соревнованиях по артистику и спидслалому. В 2004 году Катя стала чемпионкой мира по спидслалому, а в дисциплине артистик не раз выигрывала кубки федераций и Европы.
Мощный прорыв российских роллеров на арену слалом-спорта и других видов роликового катания повлек создание Федерации роллер-спорта (ФРС) в 2004 году.
С каждым годом конкуренция в слалом-спорте становится все жестче. Несмотря на то, что русские роллеры всегда пытаются привнести что-то новое в свою программу, европейское судейство Федерации все же загоняет спортсменов в рамки обязательных элементов, поэтому битва за пьедестал почета становится настоящим роликовым побоищем!
Кто знает, как сложится дальнейшая судьба спорта, который когда-то всего лишь использовался лыжниками и конькобежцами для тренировок в летнее время. Возможно, оба вида слалома все же включат в олимпийские виды спорта. В любом случае, коньки — и ледовые, и роликовые — всегда были лучшим коньком российских сборных! Успехов их мастерам!
Тренируйтесь каждый день, придумывайте свои элементы, — быть может, однажды вы создадите собственную новую дисциплину. И не исключено, что она в свое время войдет в число олимпийских видов спорта и по ней будут проводить чемпионаты мира. Кто сказал, что это невозможно?!
Успешно прокатиться!
Статьи по теме
- Сноускейт
- Всем экстримам экстрим!
- Паркур – манипуляции с пространством
- Топ популярнейших видов подросткового спорта
- Зимний сезон на «снежной доске»
timmy8823
27.04.2009 22:38:36