В этом материале мы выскажем свою точку зрения по поводу некоторых волнующих и довольно распространенных вопросов наших читателей об оценках.
Считаете ли вы, что оценки в школе стали средством давления администрации на учителей? Имеются в виду случаи, когда директор просит не ставить «двойки»? в то же время ученики видят это и делают, что хотят.
Безусловно, оценка стала средством давления. И редкий учитель может заставить ученика заниматься и вести себя на уроке нормально без «двойки». И, конечно пора подумать над корректировкой закона «Об образовании» или включение в Устав школ пункты, где будут прописаны права и обязанности администрации, учителей и обязательно (!) учеников, чтобы последние понимали, что их могут отчислить из школы, а учитель не был бы уже столь бесправен.
Считаете ли вы, что оценка – это также средство давление на ученика?
И это, к сожалению, тоже правда. Конечно, она должна быть средством, которое наглядно показывает успеваемость. Поэтому пора поставить на повестку дня вопрос, как выставлять оценки, всегда ли их выставлять, должны ли они обнародоваться или о них должны ставить в известность только ученика и его семью... Как найти грань в поведении ученика и мотивировать его учиться, не давя и при этом мотивируя его оценкой.
Зачем и как оценивать творческие предметы: рисование, музыку, труд (технологии)? С физкультурой тоже непонятно обстоят дела...
Действительно, такие предметы, скорее всего, не надо оценивать вообще. Ведь, например, один ребенок поет хорошо, а у другого нет слуха, способностей и тяги к музыке. Что тогда, ставить «двойку» одному (даже если ученик старался, но петь не умеет) и «пятерку» другому? Ставить «пятерки» всем за старание? Часто можно услышать и прочитать возмущения, что учитель по математике или русскому ставит субъективные оценки, так в творческих предметах объективность, по нашему мнению, невозможна. А потому и оценок быть не должно.
Как быть, если учитель относится к ребенку предвзято, то есть постоянно занижает или завышает оценки?
Было бы здорово, если бы появился какой-либо центр независимого контроля, куда ученик может прийти и получить независимую от его школы и учителей оценку его знаний по каждому предмету. Безусловно, такая независимая оценка экспертов должна быть инструментом влияния или ее должны, как минимум, учитывать в дальнейшем при выставлении оценки, проверки знаний ученика и пересмотреть свое мнение.
Не изжила ли себя 5-балльная система оценок?
В какой-то степени изжила, но до сих пор удобна. По сути система у нас 4-балльная в лучшем случае, так как «единицы» у нас не ставят. А в худшем 3-балльная, ведь и «двойки» у нас ставить фактически запрещено. Вероятно, это нежелание менять систему и некая дань традиции, плюс ко всему можно гибче «играть» оценками. Ведь если, например, ученик с хорошими оценками получил текущую «двойку», то на хорошую и/или отличную оценку в четверти надеется уже нельзя... А так можно поставить «тройку» с минусом и спасти положение в целом.
Что важнее школам, вузам, Министерству образования и далее? Знания или рейтинги, средние баллы? Почему нельзя ставить двойки?
Думаем, что настала пора признать, что 100% успеваемости не бывает, что 75% – это уже просто отлично, и что 50% – совсем неплохо. Почему у нас так происходит, вопрос сложный. Но сначала, повторимся, надо признать что не бывает успеваемости в 100%, а тогда уже и оценки можно будет ставить заслуженные, не боясь объяснений с администрацией, объяснительных записок и снижений зарплат.
P.S.
Постараемся и впредь поддерживать обратную связь с нашими читателями, проводить опросы и высказывать свое мнение на «страницах» нашего портала.
Автор: Планета школ
Статьи по теме: