CrawlCatcher
Сеть твоих интересов! Сообщайся!
Вы на сайте:
Сообщество учителей
   
 

 

Оффтопик

Планета школ
2
Снежинки, вязаные крючком и накрахмаленные
Klarinia
Снежинка вяжется примерно за 20-30 минут, в зависимости от схемы и вашей ловкости. Предлагаю симпатичные схемы, которые можно взять за основу...
0
Эксперимент в январском Вашингтоне
Apssara
45 минут неизвестный скрипач играет одно за другим произведения Баха. За это время мимо него по станции метро прошли около 2000 человек. Большинство спешили на работу...

Сообщество учеников
Аватар Сообщества
11501 участников
4162 записей

1 новых участников за неделю
Сообщество репетиторов
Аватар Сообщества
11406 участников
225 записей

2 новых участников за неделю
Сообщество выпускников
Аватар Сообщества
11422 участников
1873 записей

3 новых участников за неделю
Сообщество родителей
Аватар Сообщества
11426 участников
719 записей

2 новых участников за неделю

В современном мире важно ориентироваться в правовых вопросах. В данном материале представлены методические рекомендации по международному гуманитарному праву и гражданскому образованию в начальных классах.

 Деловая игра по международному гуманитарному праву

Когда гремит оружие, законы молчат

Тема «Милосердие на поле брани». 9-й класс

Основные задачи:

1. Содействие пониманию учащимися необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта нормами международного гуманитарного права. 2. Формирование таких качеств личности, как милосердие, сострадание, уважение к человеческому достоинству. 3. Проверка качества усвоения знаний учащимися по международному гуманитарному праву. 4. Формирование умений практически применять полученные знания учащимися, анализировать источники и учебные ситуации, делать выводы, работать над понятиями. В игре участвуют две команды учащихся 9-х классов. Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.

Игра рассчитана на 1,5 часа (2 урока).

Конкурсы:

1. Разминка. 2. Закончи фразу. 3. «Идея всеобщего мира». 4. Узнай документ. 5. Зачеркни лишнее. 6. Сигнал «SOS». 7. Женевские конвенции. 8. «Война и мир». 9. Кроссворды. 10. Блиц.

I. Разминка

Командам раздаются карточки с правовыми терминами, понятиями и датами, связанными с международным гуманитарным правом. Без подготовки необходимо дать определения всех терминов и понятий, назвать события, связанные с датами. За каждое правильное определение команда получает 1 балл.

Карточки для 1-й команды:

Международное гуманитарное право Пацифизм Компромисс Вероломство Интернирование Военнопленные Потерпевшие кораблекрушение Лица, непосредственно не участвующие в военных действиях Гражданские объекты Декларация Духовный персонал 1863 г. 1864 г. 1954 г. 1948 г.

Карточки для 2-й команды:

Военные преступления Парламентер Милосердие Заложник Пытка Гражданские лица Жертвы войны Лица, переставшие принимать участие в военных действиях Военный объект Конвенция Геноцид 1867 г. 1949 г. 1945 г. 1989 г.

Ответы:

Международное гуманитарное право — отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Военные преступления — особо серьезные правонарушения, совершенные во время международного вооруженного конфликта, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Пацифизм — учение, идеология, осуждающая всякие войны вообще и требующая мира на Земле.

Парламентер — представитель от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем.

Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок.

Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Вероломство — осуществление враждебного акта под прикрытием права на защиту (например, симулирование сдачи в плен для последующего нападения).

Заложник — гражданин, насильственно задерживаемый с целью заставить власти страны, гражданином которой является заложник, выполнить те или иные требования насильников.

Интернирование — принудительное задержание одним воюющим государством граждан другого воюющего государства на время войны.

Пытка — действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, чтобы получить от него сведения или признания, наказать или запугать его.

Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

Гражданские лица — лица, не входящие в состав вооруженных сил.

Потерпевшие кораблекрушение — военнослужащие и гражданские лица, подвергающиеся опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, в условиях вооруженного конфликта.

Жертвы войны — раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население. Лица, непосредственно не участвующие в военных действиях, — гражданское население, медицинский персонал, духовный персонал. Лица, переставшие принимать участие в военных действиях, — раненые, больные или потерпевшие кораблекрушение участники военных действий, военнопленные.

Гражданские объекты — все объекты, не являющиеся военными объектами.

Военный объект — объект, который в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия, и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество.

Декларация — документ, не имеющий обязательной силы (носит рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.

Конвенция — международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Духовный персонал — военные (например, капелланы) или гражданские лица, занятые исключительно выполнением духовных функций и приданные вооруженные силам, гражданским медицинским службам, формированиям гражданской обороны.

Геноцид — уничтожение отдельных групп населения (и целых народов) по расовым, национальным, религиозным, политическим и иным мотивам.

1863 г. — в Женеве основан Международный комитет Красного Креста (МККК).

1867 г. — основано Российское общество Красного Креста.

1864 г. — принятие Женевской конвенции, которая стала первым письменным многосторонним международным договором об отношении к раненым воинам.

1949 г. — принятие четырех Женевских конвенций, каждая из которых включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооруженных конфликтов.

1954 г. — СССР присоединился к Женевским конвенциям 1949 г.

1945 г. — образование Организации Объединенных Наций (ООН).

1948 г. — принятие ООН Всеобщей декларации прав человека.

1989 г. — принятие ООН Конвенции о правах ребенка.

II. Закончи фразу

Командам предлагаются незаконченные известные фразы: пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из документов (по 5 для каждой команды). Задача — воспроизвести фразу полностью и точно. Включение такого конкурса в игру возможно лишь при условии, что ученики на уроках знакомились с этими афоризмами. Для облегчения задачи учитель может сообщать учащимся автора высказывания или название документа, откуда взята цитата. За каждую фразу команда получает 1 балл. Время их обсуждения 15-20 сек.

1. «Старый девиз права войны: «Причини неприятелю весь возможный ущерб» — уступил место новому закону: …«Не причиняй неприятелю больший ущерб, чем того требует цель войны» (Ж. Пикте).

2. «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно — научиться… жить на Земле, как люди» (Б. Шоу).

3. «Война в одинаковой мере облагает данью мужчин, женщин и детей; но только с первых взимает кровь, со вторых — слезы, а с третьих — …и слезы, и кровь» (У. Теккерей).

4. «Когда завоевание завершено, победитель… не должен больше убивать» (Ш. Монтескье).

5. «Через гуманизм к… миру» (девиз Международного комитета Красного Креста — из Устава МККК).

 6. «…Милосердие на поле брани» (девиз Международного комитета Красного Креста — из Устава МККК).

7. «Не убивайте жен и детей… врагов ваших» (мусульманский хадис).

8. «Дружно за мир стоять — … войне не бывать» (русская пословица).

9. «Худой мир лучше… доброй ссоры» (русская пословица).

10. «Свет победит тьму, а мир — …войну» (русская пословица).

 III. Идея всеобщего мира

Команды получают два набора карточек с именами авторов и названиями некоторых трудов (трактатов), посвященных идее всеобщего мира. Учащимся необходимо разложить эти карточки в вертикальный ряд в хронологическом порядке (от ранних к более поздним).

Порядок должен быть таков:

Эразм Роттердамский «Жалоба мира» 1517 г.

Себастьян Франк «Боевая книжка мира» 1539 г.

Эмерик Крюсе «Новый Киней 1623 г.

Герцог Сюлли «Великий план» 1638 г.

Ян Амос Коменский «Неоюходимо только одно» 1668 г.

 Вильям Пенн «Опыт о настоящем и будущем мире в Европе» 1693 г.

IV. Узнай документ

Командам зачитываются извлечения из некоторых документов, имеющих отношение к международному гуманитарному праву. Учащимся необходимо определить, из какого документа зачитан отрывок. Время на размышление 1-1,5 минуты. За правильное выполнение задачи команда получает 6 баллов. Ответы даны в скобках.

1. «Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности… и делать в отношении этих принципов рекомендации членам организации или Совету Безопасности…» (Устав Организации Объединенных Наций, статья 11).

2. «1. Государства-участники обязуются уважать нормы международного гуманитарного права, применимые к ним в случае вооруженных конфликтов и имеющие отношение к детям, и обеспечивать их соблюдение. 2. Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях» (Конвенция о правах ребенка, статья 38).

3. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (Конституция Российской Федерации, статья 15).

4. «Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет» (Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 356).

5. «…в качестве нейтрального учреждения, чья гуманитарная деятельность в основном осуществляется во время международных и других вооруженных конфликтов, а также во время внутренних беспорядков и волнений, стараться всегда обеспечивать защиту и помощь жертвам таких событий и их прямых последствий как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения» (Устав Международного комитета Красного Креста, статья 4).

6. «Личный состав вооруженных сил в случае их ранения или болезни должен пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах. (…) Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, и в частности запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пытками, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения» (Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, статья 12).

V. Зачеркни лишнее

Командам предлагаются листочки с текстом, в котором предлагаются варианты ответов на вопросы: Кого и что защищает международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта? Какие ограничения оно налагает в отношении оружия и методов ведения войны? В ответах на эти вопросы (вторая колонка) необходимо зачеркнуть те варианты, которые не соответствуют сущности международного гуманитарного права. Время на выполнение задания — 2 минуты. Максимальное количество баллов, которое может получить команда за этот конкурс, — 5 баллов.

Международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта

Защищает:

раненых, военнопленных, потерпевших кораблекрушение, медицинский персонал, священнослужителей, гражданское население; больницы, госпитали, жилые дома, школы, церкви, мечети.

Запрещает:

виды оружия: пули со смещенным центром тяжести, пластиковые мины, противопехотные мины, бактериологическое оружие, токсичное оружие; методы ведения военных действий: вероломство.

VI. Сигнал «SOS»

Командам за неделю до игры дается задание: найти реальные факты нарушения международного гуманитарного права в России и других странах. Эти факты должны быть чем-то подтверждены: вырезкой из газеты или журнала; видеозаписью ТВ-передачи и др. Задание можно усложнить: оформить альбом, либо, используя найденные примеры нарушения международного гуманитарного права, подготовить выступление агитбригады. За этот конкурс команда может получить 8 баллов.

VII. Женевские конвенции

Этот конкурс должен выявить, насколько хорошо учащиеся усвоили содержание четырех Женевских конвенций 1949 г. Командам предлагаются карточки с категориями лиц, которым эти конвенции предоставляют защиту. Необходимо эти карточки разложить в таком порядке, в котором принимались соответствующие конвенции (Первая конвенция, Вторая конвенция, Третья конвенция, Четвертая конвенция). Карточки должны быть разложены в следующем порядке: Защита раненых и больных из состава сухопутных армий — 1. Защита раненых, больниц, лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море — 2. Защита военнопленных — 3. Защита гражданского населения во время войны — 4.

VIII. «Война и мир»

Командам предлагаются листочки с высказываниями известных людей и пословицами о войне и мире (по 6 для каждой команды). Учащимся необходимо выбрать из них те, которые соответствуют «духу» международного гуманитарного права.

1. «Безумствует мир во взаимном кровопролитии, и убийство… именуется добродетелью, если делается скопищем» (карфагенский епископ Киприан, III в.).

2. «Война свята, божественное учреждение, один из священных законов мира. Она поддерживает в людях все великие и благородные чувства: честь, бескорыстие, добродетель, храбрость, — одним словом, спасает людей…» (Мольтке).

3. «Хочешь мира — готовься к войне» (русская пословица).

4. «Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась» (русская пословица).

5. «Мир да лад — Божья благодать» (русская пословица).

6. «Чем ругаться, лучше собраться и подраться» (русская пословица).

7. «Война — незаживающая рана, которую получил мир» (Дж. Б. Пристли).

8. «Все на войне противоречит понятию гуманности, и все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности» (О. Рюссбак).

9. «Вандеи больше нет. Она погибла от нашей свободоносной шпаги вместе со своими женщинами и детьми. Я потоптал детей копытами коней и истребил женщин, которые не будут больше рожать разбойников. Не могу себя упрекнуть во взятии хотя бы одного пленного» (генерал Вестерманн).

10. «Война — зло. Ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления» (Плутарх).

11. «Когда гремит оружие, законы молчат» (Цицерон).

IХ. Блиц

Каждая команда отвечает на вопросы:

Вопросы для 1-й команды:

  1. Первым письменным многосторонним международным договором об отношении к раненым воинам стала Женевская конвенция 1949 г.? (Нет)
  2. Согласно терминологии международного гуманитарного права военнопленные являются «жертвами войны»? (Да)
  3. Россия является участником Женевских конвенций 1949 г.? (Да)
  4. Эмблемой Международного комитета Красного Креста (МККК) является красный крест? (Да)
  5. 5. Запрещает ли международное гуманитарное право использование дезинформации противника, как метода ведения военных действий? (Нет)
  6. 6. Противоречит ли международному гуманитарному праву зачисление в армию 16-летнего добровольца? (Нет)
  7. 7. Существует ли специальный международный уголовный суд по военным преступлениям? (Да)
  8. 8. Международный комитет Красного Креста (МККК) входит в структуру ООН? (Нет)

Вопросы для 2-й команды:

  1. СССР присоединился к Женевским конвенциям 1949 г. в 1989 г.? (Нет)
  2. Международное гуманитарное право и право прав человека идентичны? (Нет)
  3. Штаб-квартира Международного комитета Красного Креста (МККК) находится в Гааге? (Нет)
  4. Запрещает ли международное гуманитарное право использование противопехотных мин? (Да)
  5. В настоящее время Международный комитет Красного Креста (МККК) осуществляет свою деятельность в 10 странах мира? (Нет)
  6. Принуждение военнопленных служить в вооруженных силах противника является военным преступлением? (Да)
  7. Деятельность Международного комитета Красного Креста (МККК) финансируется правительством США? (Нет)
  8. В 1949 г. в Женеве было принято 4 конвенции по международному гуманитарному праву? (Да)

Гражданское образование в начальных классах (2-4-е классы)

Возраст 7-10 лет — лучший период изучения проблем, связанных с идеями сотрудничества, взаимопонимания, прав человека. Это время стремительного социально познавательного развития. Для детей очень важно быть любимыми, быть ровней и быть принятыми коллективом. Отношения чаще используются как способ утверждения равной групповой солидарности и исключения тех, кто отличен. Справедливое отношение ко всем должно быть основной темой обсуждения организации жизни в детском коллективе.

Предлагаемая программа ставит цели:

  • обучать учащихся умению общаться с другими людьми;
  • воспитывать у школьников познания себя и окружающих;
  • воспитывать чувство собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям;
  • помочь учащимся приобрести умение выразить себя, общаться между собой и заботиться друг о друге.

 Программа курса построена линейно и состоит из 3 частей:

I часть — 2-й класс. «Моя малая родина» — знакомит с жизнью общества на примере своего города; дает элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании, при этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики.

Ставятся цели: уточнить представления учащихся о семье, соседях, показать важность внимательных и заботливых отношений; воспитание гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде.

II часть — 3-й класс. «Самоопределение». Это помогает детям осознать свои реальные возможности и ограничения, принимать ответственные решения, развивать свои этические взгляды, повышать уважение к другим.

 III часть — 4-й класс. «Ваши права». Она формирует уважение к правам человека, чувства ответственности, справедливости.

Таким образом, ребенок проходит путь от выделения себя в бесконечном процессе мироздания, может быть, еще не до конца, но уже отделяет свой собственный мир, очерчивая круг именно своих впечатлений, ощущений, желаний, мыслей, чувств, осознает себя как отдельную личность, отличную, неповторимую, до понятия того, что он не один в этом мире, что за пределами его собственного мира чувств, мыслей и желаний существуют другие, иные, непохожие, и признания, что другой — личность, тоже неповторимая.

Содержание курса:

2-й класс

1. Основные задачи занятий:

  • познакомить детей с жизнью общества на примере своего города;
  • учить распознавать растения и животных своей местности, раскрыть доступные пониманию детей экологические зависимости;
  • познакомить учащихся с историей названий родного города, улицы, показать процесс их возникновения и связь топонима с историей;
  • познакомить учащихся с символами своего города;
  • уточнить знание детьми домашнего адреса, их представления о семье, о трудовых обязанностях членов семьи (на работе, дома), воспитывать внимательное и заботливое отношение к другим членам семьи, желание помогать им.

 2. Формы, методы и средства, используемые при изучении: учащиеся ведут наблюдения за природой и общественной жизнью с помощью учителя и родителей; занятия проводятся в классе, на улице, в лесу, парке, музее; беседы, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, рисование — все это позволяет сделать занятия интересными, увлекательными для детей.

3. Темы программы «Моя малая родина» (18 ч.):

  1. Моя семья. Я, мое имя. (3 ч.). Генеалогическое древо семьи. Что значит мое имя. Праздник семьи.
  2. Моя улица. Мой дом. (3 ч.). Название. Почему так назвали? В каком доме я живу? Мои соседи.
  3. Мой город. (5 ч.). Почему город так назван? Кем и когда основан? Названия улиц, переулков, которые отражают занятия жителей, события, природу. Объекты города. Профессии, которые нужны и важны для города. Работы на улицах города. Экскурсии.
  4. Что такое музей. (2 ч.). Знаменитые люди города. Экскурсия в краеведческий музей.
  5. Природа родного края. (4 ч.). Животные, растения, водоемы. Охрана. Красная книга края. Экскурсии.
  6. Итоговое занятие. (1 ч.). Подытоживание практических дел.

 4. Поурочное планирование:

  1. Я. Мое имя.
  2. Моя родословная.
  3. Наша дружная семья. (Праздник семьи).
  4. Моя улица. (Почему так назвали?).
  5. Дом. Мои соседи.
  6. Город. Почему так назван? Кем и когда основан?
  7. Улицы. Переулки.
  8. Экскурсия по городу (достопримечательности, памятные места).
  9. Что такое экономика (объекты города). Из чего что сделано? Что наш край дает стране?
  10. Экскурсия на одно из предприятий: «Все профессии важны».
  11. Работы на улицах города.
  12. Что такое музей. Знаменитые люди города. Экскурсия в краеведческий музей.
  13. Что где растет? Кто где живет? Водоемы.
  14. . Охрана растений, животных. Красная книга.
  15. Экскурсия.
  16. Сочинение о родном городе.
  17. Итоговое занятие.

 Основные понятия: имя, тезка, отчество, фамилия, родословная, дом, улица, город, адрес, адресат, соседи, жители, события, природа, объект, фабрика, завод, профессия, музей, экспонат, Красная книга.

Темы программы «Моя малая родина» можно интегрировать в курс «Ознакомление с окружающим миром».

3-й класс

1. Основные задачи занятий: формировать у детей понятия «цель», «средства», «достижение цели», «правила поведения» (общие, групповые, индивидуальные); организовать самоопределение детей в учебной сфере (через осознание ребенка своих целей в учебе, осознание собственных возможностей в изменении некоторых аспектов школьной жизни, выбор своей позиции в отношении проявлений индивидуальных черт учащихся класса, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками); учить выделять цели, мотивы своих действий и действий других людей; определять правила жизни в семейной общности (осознание своего места и роли в семейной общности, выбор своей позиции в отношениях с другими членами семьи); помочь детям самоопределиться в нравственных категориях, в системе общечеловеческих ценностей; создать условия для эмоционального переживания свободы в собственных решениях; развивать умение находить средства для удерживания собственной позиции.

2. Формы, методы и средства, используемые при изучении: в качестве учебных заданий используются упражнения, обсуждение и разыгрывание в классе проблемных ситуаций, анализ своих успехов и ошибок, практические задания; очень важную роль играет ведение летописи. Книга летописи, фиксируя некоторые моменты жизни ребенка, позволяет сделать явными изменения и развитие класса в целом и каждого ребенка в отдельности. В эту книгу могут заноситься домашние рассказы детей, их рисунки и т.д.

Курс предполагает широкое использование домашних заданий, которые учащиеся выполняют вместе со своими родителями.

3. Поурочное планирование курса «Самоопределение» (34 ч.):

1. Я и школа (5 ч.). 1.1. Зачем я хожу в школу? Мои цели. 1.2. Как сделать школу лучше? Я выбираю средства. 1.3. Хорошо, что мы разные! 1.4. Правила, которые помогают нам в школе жить дружно. 1.5. Я и мои друзья.

2. Я и дом (4 ч.). 2.1. Цели и действия других людей. 2.2. Как понять цель другого человека. 2.3. Я забочусь о родителях. 2.4. Правила нашего дома.

3. Я и другие (5 ч.). 3.1. У меня есть права! 3.2. Мои права дома. 3.3. Я принимаю свои решения. 3.4. Смогу ли я отказать своему другу. 3.5. Как можно остановить ссору?

4. Я и мир (4 ч.) 4.1. Что важнее: ум, сердце или смелость? 4.2. Что делает нас счастливыми? 4.3. Какую дорогу выбрать? 4.4. В чем сила прощения?

5. Я действую (2 ч.) 5.1. Цель. Действия. 5.2. Последствия действий.

6. Я придерживаюсь правил (9 ч.). 6.1. Золотое правило нравственного поведения (2 ч.). 6.2. Правило «Не жадничай». 6.3. Правило «Не обманывай». 6.4. Правило «Не завидуй». 6.5. Правило «Не будь тщеславным». 6.6. Правило «Не клянчи». 6.7. Правило доброго отношения. 6.8. Наши правила.

7. Я и мы (4 ч.) 7.1. Я — часть своего края. 7.2. Я — часть своей семьи. 7.3. Я и мои друзья. 7.4. Я — часть школы.

8. Итоговое повторение (1 ч.).

4. Основные понятия: правило, схема, цель, средства, действие, права, решение, счастье, прощение, жадность, обман, зависть, тщеславие, конфликт, ссора, добро, зло.

Раздел программы «Я и мы» позволяет детям пережить чувство единения с людьми. Уроки этого раздела или отдельные задания могут быть использованы для проведения классных часов, самостоятельных мероприятий. Они представляют собой законченные сценарии. Творчество учителя позволит увеличить объем этого раздела за счет проведения параллелей его тем с содержанием остальных учебных предметов и внеклассной работы.

4-й класс

1. Все темы призваны способствовать формированию у учащихся знаний (I), ценностных установок (II) и навыков (III).

I. Знания: об обществе и государстве, действующих в них законах и правилах поведения; о соотношении прав и обязанностей; об общих чертах и различиях между обществами; о справедливости, правосудии и ответственности.

II. Ценностные установки: независимость суждений по различным социальным и нравственным вопросам; уважение закона и прав других людей; уважение мнений других людей, иных религий, идей, образа жизни; стремление к ненасильственному разрешению конфликтов; интерес к процессам, происходящим в обществе.

III. Навыки: аргументации и доказательств в оценке жизненных ситуаций; общения.

2. Формы, методы и средства: материалы курса предназначены для использования различных педагогических технологий; ролевые игры, дискуссии и обсуждения, моделирование ситуаций, написание домашних сочинений, сообщения по проблемам; интервью, составление вопросов, списка аргументов, написание комментариев к рисункам, определение понятий, но особое место принадлежит дискуссии и обсуждению конкретных проблем.

3. Программа курса (34 ч.) «Ваши права».

  1. Сохранение и разрушение правил. Справедливость. Возмездие. Расплата. Честность. Верность. (3 ч.).
  2. Схожесть и различия. Уважение прав инвалидов. Сочувствие. (2 ч.)
  3. Уважение национальных и культурных различий. Забота о других. Свобода от дискриминации и предрассудков. (3 ч.).
  4. Ответственность за животных. Права и обязанности несовершеннолетних. Совместная ответственность детей и взрослых. (4 ч.).
  5. Ответственность людей за состояние окружающей среды и сохранение школьной собственности. Ответственность в группе друг за друга. Вандализм и его последствия. Случаи антиобщественного поведения. (4 ч.).
  6. Правила. Ответственность за неправильное поведение. Выбор друзей. Групповое поведение. Роль полов. (4 ч.).
  7. Дружба. Доброе и неприветливое отношение к другим. (3 ч.).
  8. Затруднительные обстоятельства. Нарушение закона и неправильные действия. Намерение (умысел) и ответственность. Жертва преступления. (4 ч.).
  9. Чувства. (1 ч.).
  10. Права детей. Уважение прав других людей. (5 ч.).
  11. Подведение итогов. (1 ч.).

Темы программы (4-й класс) могут использоваться независимо друг от друга в различных курсах школьных дисциплин начальной школы, а также для внеклассной работы. Однако лучше всего интегрировать их в предметы гуманитарного цикла.

www.edu.rin.ru

Статьи по теме:


Тэги: в помощь учителю, законодательство и право, методика, методические пособия, методические разработки, методички, начальная школа, обмен опытом, образование, образование в России, правоведение, Учеба, школа 07.09.2011, 12:16
Просмотров: 528
 | 
 | 
     
 | 
Голосов: 0
 | 
 
Tweet
Нравится
Комментарии:


Для добавления комментария, вам необходимо войти или зарегистрироваться
Request Time: 1.778s.