CrawlCatcher
Сеть твоих интересов! Сообщайся!
Вы на сайте:
Сообщество учителей
   
 

 

Оффтопик

Планета школ
2
Снежинки, вязаные крючком и накрахмаленные
Klarinia
Снежинка вяжется примерно за 20-30 минут, в зависимости от схемы и вашей ловкости. Предлагаю симпатичные схемы, которые можно взять за основу...
0
Эксперимент в январском Вашингтоне
Apssara
45 минут неизвестный скрипач играет одно за другим произведения Баха. За это время мимо него по станции метро прошли около 2000 человек. Большинство спешили на работу...

Сообщество учеников
Аватар Сообщества
11501 участников
4161 записей

3 новых участников за неделю
Сообщество репетиторов
Аватар Сообщества
11405 участников
222 записей

1 новых участников за неделю
Сообщество выпускников
Аватар Сообщества
11422 участников
1873 записей

4 новых участников за неделю
Сообщество родителей
Аватар Сообщества
11426 участников
719 записей

4 новых участников за неделю
Блоги

Мировая компьютерная сеть охватила все имеющиеся в распоряжении человечества машины. И человек привык, что эта машина знает ответы на все вопросы, все решает за него. Тогда поставил человек перед ней свой самый главный вопрос: а есть ли Бог? Все внутри электронного мозга пришло в движение, перерабатывая мириады информационных единиц, заискрили провода, и гулкий, поистине нечеловеческий голос произнес: «Да, теперь есть!» Перепуганному до полусмерти и дрожащему существу — твари человеческой только и достало сил, чтобы выдернуть вилку из розетки.

Тема «Рождение современной цивилизации». 8-й класс

В чем, с вашей точки зрения, заключается основная идея данной фантастической зарисовки? Какие угрозы для человека таит в себе современная эпоха, какие трудности встают перед современным человечеством? Что такое современная цивилизация? Все чаще и чаще мы слышим, что в современном мире доминирующими стали центростремительные тенденции, что мир становится единым, выбирает единые ориентиры развития. Появилось понятие «современная цивилизация», которая соединяет в себе множество различных стран и народов. Историки убеждают нас в том, что именно XX век взорвал перегородки между континентами и регионами. Экономические, политические, культурные, научно-технические связи пронизали собою весь мир. Людям из разных стран стало проще и легче общаться друг с другом благодаря современным средствам транспорта и связи — железнодорожным путям, авиалиниям, системам электропередачи, телеграфу, телефону, радио, телевидению, космическим спутникам связи, а теперь и глобальной компьютерной информационной сети «Интернет».

Мобильнее стал и сам человек, который способен в кратчайшие сроки пересекать океаны и континенты, достигать самых отдаленных уголков планеты. Все это позволяет осуществлять взаимообмен открытиями и мнениями, консолидировать все самое передовое и совершенное из созданного человечеством. В результате такого взаимодействия и возникло «мировое сообщество», «современная цивилизация». Часто в средствах массовой информации появляются сведения о деятельности таких организаций, как Всемирный банк или Международный валютный фонд. Они регулируют экономические отношения в масштабах всего мира. Политические отношения, конфликтные ситуации, возникающие в разных странах, рассматриваются и разрешаются влиятельной Организацией Объединенных Наций и созданными ею комиссиями. Именно сегодня с полным основанием можно говорить о едином человечестве. Какая же она — современная цивилизация и какое оно — современное человечество?

В повседневной жизни люди редко, а может быть, и никогда не размышляют об этом. Они живут, погруженные в сиюминутные заботы. Вы, школьники, заняты учебой, своими проблемами, обсуждаете новые фильмы, игры, музыкальные записи. Взрослые, ваши родители, озабочены работой, достатком в доме, переживают из-за катаклизмов в стране, волнуются за ваше будущее. Но все вместе граждане России не отделяют себя от современной цивилизации, они — ее часть и, даже живя повседневными заботами и проблемами, не замыкаются в своем маленьком мире, ибо глобальные проблемы, судьбы планеты Земля волнуют каждого современного цивилизованного человека.

Почему именно средства транспорта и связи способствуют единению мира? Какую роль в этом процессе играют транснациональные компании, экономическая интеграция? Компьютер — символ современной цивилизации. У каждой из цивилизаций есть свой символ. Так, символами индустриальной цивилизации можно считать паровой двигатель, автомобиль, станки и механизмы. Символом современной цивилизации, без всякого сомнения, является компьютер. Рожденный в середине XX столетия, сегодня он стал неотъемлемой частью жизни человека. Он хранит в своей памяти, перерабатывает, систематизирует информацию. Это умная машина, которой под силу многое, но обожествлять ее, приписывать ей сверхъестественные свойства не следует. Без человека, без составленных им программ, без его мозга, пальцев, голоса компьютер жить не будет, это всего лишь железный ящик, начиненный пластинами и проводами. Чтобы отвлечься от мистики, нужно заглянуть в глубь компьютера и увидеть, что представляют собой его «мозги». Конечно, компьютер — не просто машина. Человек, создавая его, ухитрился передать ему и многие свои качества. Компьютер может заразиться «вирусом» и заболеть, у него может «съехать крыша», иногда он «зависает» от перенапряжения, и тогда его следует перезагрузить. Придуманы и специальные лекарства для компьютеров — антивирусные программы. Появление персонального компьютера произвело подлинную революцию в современном мире. Человек перешел с машиной на ты, стал больше общаться с ней, нежели с друзьями. Проигрывая компьютеру в шахматы, карты, морской бой, человек огорчается так же, как если бы он проиграл приятелю. Зато и радость от победы ничуть не меньше.

Поделитесь своими впечатлениями от общения с компьютером. Можете ли вы назвать его другом или это просто машина? Много ли времени вы проводите за компьютером? Знаете ли вы, кто такие хакеры? Информационное общество и его важнейшие черты. Американский ученый Э. Тоффлер, который впервые сформулировал термин «информационное общество», пишет о том, что человеку, работающему на своем персональном компьютере, включенном в глобальные компьютерные сети, вовсе не нужно ездить на работу, нет необходимости всем собираться в одном месте и стремиться в большие города. В будущем, контуры которого узнаваемо проступают уже сегодня, возникнут «электронные деревни» и «электронные коттеджи», когда хозяин дома и глава семьи сможет все время находиться со своими близкими: женой и детьми. Не нужно будет тратить силы, нервы, время на дорогу от дома к месту работы и обратно.

Тоффлер предполагает, что человечество ждет исторический исход из огромных городов-мегаполисов в сельскую местность, «назад к природе», но с компьютером, со всеми машинами, изобретенными современной цивилизацией. Этот процесс ученые называют деурбанизацией (вместо урбанизации — роста и развития крупных городов). Подавляющее большинство людей будут заняты в информационном секторе экономики. Основными станут профессии операторов, работающих на компьютерах; программистов, разрабатывающих для них программы, и наладчиков, которые призваны устранять неполадки в работе компьютеров и компьютерных сетей. Станет ведущим и новый тип собственности — информационная собственность. К «сливкам» общества будут относиться люди, которые владеют большим объемом информации. И действительно, давайте посмотрим, кто сегодня самый богатый человек в мире. Это Билл Гейтс — основатель компании «Майкрософт», создающий программы для персонального компьютера. Его личное состояние превышает состояние нефтяных магнатов из Саудовской Аравии, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов, вместе взятых.

Изменится в будущем и социальная обстановка в обществе. Помните, как в XIX веке рабочие боролись с предпринимателями за достойные условия труда и жизни? Были массовые демонстрации протеста, даже вооруженные восстания. Теперь же роль и значение людей, занятых физическим трудом, будет снижаться. Их место займет так называемый когниториат — новый электронный рабочий класс. Информационное общество должно обеспечить всем высокий уровень жизни и потребления. Люди смогут больше заботиться об организации своего досуга, посещать музеи, театры. Не правда ли, очень обнадеживающая картина? Однако новые условия труда и жизни неминуемо порождают и новые проблемы. В современном мире срок жизни любой профессии значительно сокращается, поэтому человеку придется от трех до пяти раз в течение жизни менять свою квалификацию. Нужно будет постоянно заниматься самообразованием, следить за всеми новшествами, происходящими в вашей профессии. И взрослым, убеленным сединами людям придется сесть за парты, осваивать работу на компьютере.

Ускоряется и сам ритм жизни: все быстрее, быстрее, быстрее. И нет возможности отдышаться, остановиться, задуматься. В этой связи тот же Тоффлер определяет состояние людей как «шок перед будущим». Их пугает такой стремительный темп изменений, они боятся потерять себя в этом быстро меняющемся мире. В США, стране наиболее информатизированной, практически у каждой семьи или отдельного человека есть свой психоаналитик, помогающий избавиться от стрессов, выжить в таком сложном мире. Стандартизация жизни и стремление ее преодолеть. Индустриальная эпоха сделала производство и потребление массовым, по единым стандартам. Она создала конвейер и превратила человека в придаток машины: стой за конвейером и закручивай гайки, четко исполняй то, что тебе предписано мастером. Современная же цивилизация вызвала к жизни обратное явление — стремление создавать уникальные, единичные вещи. Массовое производство вещей уходит в прошлое, на смену ему приходит массовое производство знаний, информации.

У информации как продукта производства есть замечательные качества. Во-первых, в отличие от обычных товаров, тех же станков, приборов, машин, оборудования она не изнашивается, напротив, в процессе использования в компьютерных сетях она увеличивается, обогащается. Во-вторых, информация в сущности своей не может быть закрытой. Не случайно система «Интернет» получила название «Царство абсолютной свободы». Свободный обмен информацией подрывает бюрократические устои общества, взрывает деспотию. Информация требует демократии и способствует ее утверждению. Американский ученый Дж. Несбит писал о развитии международных информационных сетей: «Это своего рода страховой полис для демократического государства со стабильным политическим строем. Любое государство сообщества, где к власти придет коммунистическое или фашистское правительство, неминуемо потерпит крах, потому что половина национального богатства этой страны будет переведена с помощью телекоммуникаций за границу уже в первый час пребывания такого правительства у власти».

Информационное общество открывает значительный простор для творчества людей. Это раньше, когда человек стоял у конвейера, ему было не до творчества. Теперь каждый сам, на своем месте может произвольно комбинировать и преобразовывать информацию. Возрастает ценность и значимость личности отдельного человека. Одновременно с этим падают тиражи массовых газет и, напротив, возрастает роль малотиражных изданий, больший вес приобретают электронные журналы, распространяемые по каналам той же самой сети «Интернет». Люди гораздо больше смотрят передачи местных телеканалов, чем общегосударственных. У них есть возможность стать клиентами региональных телесетей. В будущем станет возможно заказывать для себя персональный сеанс. Продукция средств массовой информации становится более адресной, рассчитанной на конкретного человека, а не на потребителя вообще. Становится выгодно и престижно производить продукцию не массовую, а небольшими партиями, быстрее и чаще менять ассортимент, учитывать быстро меняющуюся моду и пожелания конкретного заказчика. Массовое производство рассчитано на усредненного покупателя. В будущем станут учитываться индивидуальные параметры каждого человека.

Пофантазируем о политике. Электронные средства связи со временем позволят проводить голосование так, что каждый человек, не выходя из дома, нажмет клавишу и выразит свое мнение по тому или иному вопросу. Ученые уже придумали для подобной процедуры определение — «электронный плебисцит». Помечтаем о возрождении интереса к достижениям культуры: в недрах интернета можно познакомиться с текстами многих книг, посетить музеи и картинные галереи, увидеть сокровища мировой архитектуры. Не правда ли, довольно радужная картина? Но не так-то все просто. Останется ли человек человеком в электронную эру, сохранит ли он свои душевные качества, тепло сердца, сочувствие к другим людям или замкнется в мире своего компьютера? Не перестанут ли дети любить и жалеть живых животных, играть с ними или их вытеснят электронные игрушки? Вы, наверное, слышали о том, что компьютерные игры могут вызывать психические расстройства у детей, способствовать усилению агрессивности. Получается, что не только мы создаем компьютер, но и он создает нас. Появились даже люди, психически заболевшие на почве общения с компьютерами.

Наука и техника дошли до искусственного создания живых организмов (клонирования). Появилось много сторонников того, что и у человека должна быть своя копия — клон, биоробот. Заболело сердце — взяли и пересадили здоровое от этого клона. А как быть с нравственностью, моралью? Кстати, там же, в Великобритании, в 2001 году впервые был принят закон о запрете проведения экспериментов по клонированию человека. Современная цивилизация, при всех своих возможностях, ставит перед человечеством и новые сложные проблемы. Осознание их приводит людей к выводу, что наступила эра кризисов, эра выбора. И вопрос этого выбора вечен. Его сформулировал еще шекспировский герой Гамлет: «Быть или не быть?». Как вы относитесь к проблеме клонирования человека? Оцените ее с точки зрения общечеловеческой морали. Всемирная паутина. Все прочнее входит в нашу жизнь сеть «Интернет». Именно с ее помощью можно быстрее связаться с людьми в самых разных уголках мира, получить доступ практически к любой информации. Порой вместо газет и телевизионных новостей люди ныряют в интернет. А все ли знают его историю?

Впервые эта информационная сеть появилась как канал связи в исследованиях американского военного ведомства — Пентагона. Первое время круг пользователей этой сетью был довольно узким, потому что не было совершенных «интернет-программ» и общение такого уровня требовало специальных знаний. Бум начался после 1994 года, когда стали внедрять так называемые WWW-технологии. Название World Wide Web — «Всемирная паутина» оказалось как нельзя более удачным. Сеть охватила практически все страны мира, количество ее пользователей стремительно растет, их уже десятки миллионов. В Москве к 2000 году было зарегистрировано более 10 тыс.абонентов. Даже многим школьникам знакомы такие слова, как вебсайты, провайдеры, серверы, послания по e-mail (электронной почте).

Интернет стал особым средством передачи информации, в котором объединились текст, звук и изображение. По его каналам можно пересылать картинки и песни, рукописи и чертежи, причем это будет гораздо быстрее и надежнее, чем по почте. Контролировать потоки информации в сети очень сложно, практически невозможно. Чего там только нет: и подробные сведения о создании самодельных взрывных устройств, и порнография, и пропаганда насилия. От этого трудно оградиться. Каждый, видимо, должен сам для себя решить, что не следует отыскивать в Сети подобную информацию. Сеть — лишь инструмент, средство, а ответственность за то, что в ней находится, несут люди — те, кто насыщает ее каналы либо замечательными стихотворениями, мелодиями, либо всякой гадостью. А если сайты с запрещенной информацией посещают, то кто же в этом виноват?

Интернет активно влияет на формирование взглядов современных школьников. Владелец компьютерной империи Б. Гейтс говорит, что юноши и девушки ведут «интернетовский образ жизни». При помощи Сети совершаются различные сделки, покупки и продажи. Мы можем, не выходя из дома, приобрести новый магнитофон, телевизор, костюмы, даже пиццу. Сеть открывает колоссальные возможности перед людьми в области образования, передачи полезных знаний. Ведь в ней уже сейчас размещено множество архивов и библиотек, музейных коллекций.

1. Как, по-вашему, что такое «интернетовский образ жизни»?

2. Кто может и должен влиять на содержание информации, размещенной во Всемирной паутине? Стоит ли бояться будущего? Ученые внимательно изучают и анализируют все, что происходит в современном мире, пытаясь угадать: а что же будет в XXI веке? Сегодня все более усложняющаяся жизнь, когда люди сталкиваются с явлениями, которые еще вчера казались плодом самого богатого воображения, кадром из научно-фантастического фильма, требует от науки ответа на вопрос: «Как будет человечество жить завтра и будет ли оно жить вообще?» Однозначно ответить невозможно. Поэтому ученые систематизируют как положительные, так и отрицательные стороны информатизации, чтобы люди знали, какие тенденции надо поддерживать и развивать, а чего, напротив, следует опасаться.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение современной цивилизации. Можно ли утверждать, что она вбирает в себя элементы разных цивилизаций и культур? Что понимается под современным человечеством, чем оно принципиально отличается от человечества прошлых времен?
  2. Согласны ли вы с тем, что символом современной цивилизации стал компьютер? Назовите альтернативные варианты. Какую роль компьютеризация играет в жизни современного человечества? Принес ли компьютер, на ваш взгляд, счастье человеческому роду?
  3. Что такое «информационное общество»? Какие иные эпитеты можно для него придумать? Какое место в жизни современного человека играет сеть «Интернет»?
  4. В чем проявляется отход от массовости в условиях современной цивилизации?
  5. Почему ученые считают, что в условиях информационного общества невозможно существование тираний, деспотий?
  6. Какие явления вы назвали бы проявлением «кризиса современной цивилизации»?

Задания

1. Существует множество характеристик современного мира: «постиндустриальное общество», «информационное общество», «общество, в котором обеспечивается благосостояние для всех», «общество высокого массового потребления», «технологическое общество». На какие особенности современной цивилизации указывают эти названия? Можно ли распространить их на все страны современного мира в равной степени? Можно ли утверждать, что современная эпоха качественно отличается от предыдущих? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Историки, экономисты, политологи полагают, что в 1950-1970- е годы в ведущих странах мира начался переход от машинного производства к технологическому, которое характеризуется следующими основными чертами: изменение способов воздействия человека на природные материалы; кроме физических, управленческих, организующих функций от человека к машине переходит и интеллектуальная, логическая; машина тоже становится умной; микроэлектроника, биотехнологии способствуют тому, что техника перенимает у человека приемы ощущений. Согласны ли вы с предложенным подходом? Как вы думаете, происходит ли подобный процесс в современной России? Для каких стран мира он характерен в первую очередь? Какие изменения в других областях жизни — социальной, политической, духовной — может повлечь за собой данный процесс? При переходе к технологическому производству меняется и сам человек. Вырождается ли он, если машина все больше вытесняет его из сферы труда, либо, напротив, его возможности к совершенствованию безграничны? Сформулируйте свое мнение по приведенной проблеме.

3. Американский ученый Т. Стоунер пишет о свойствах информации: «Информация имеет некоторые специфические свойства. Если у меня есть 1000 акров земли и я из них отдам кому-нибудь 500 акров, у меня останется лишь половина первоначальной площади. Но если у меня есть некоторая сумма информации и ее половину я отдам другому человеку, у меня останется все, что было. Если я разрешу кому-нибудь использовать мою информацию, резонно полагать, что и он поделится со мной чем-нибудь полезным. Так что в то время как сделки по поводу материальных вещей ведут к конкуренции, информационный обмен ведет к сотрудничеству». Прокомментируйте приведенное высказывание.

4. Современное общество принято называть обществом торжества демократии и социальной справедливости. Ушли в прошлое контрасты между богатыми и неимущими, безработным выплачиваются пособия, обеспечивающие сносный уровень жизни, активно действуют различные благотворительные фонды, помогающие бедным. Во многих странах мира (например Швеции, Норвегии, Канаде) образование и здравоохранение бесплатное. Сравните данную картину с представлениями об обществе будущего социалистов-утопистов конца XVIII — начала XIX века: А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. В чем вы видите принципиальные отличия? А ведь в обоих случаях речь идет о модели справедливого общества, учитывающего интересы человека. Каким предстает человек в работах социалистов и в демократических конституциях ведущих государств мира?

Темы для домашних сочинений

Облик современной цивилизации.
Интернетовский образ жизни.
Я и мой компьютер.
Портрет технотронного общества.
Мировоззрение человека технотронной эпохи.
Стоит ли бояться будущего?
 

www.edu.rin.ru

Статьи по теме:


Тэги: в помощь учителю, Интернет, Интернет и образование, информатизация, информатика, компьютер, методические пособия, методические разработки, технологии, уроки, учителям, школа, школьники 27.09.2011, 17:11
Просмотров: 160
 | 
 | 
     
 | 
Голосов: 0
 | 
 
Tweet
Нравится
Комментарии:


Для добавления комментария, вам необходимо войти или зарегистрироваться
Request Time: 1.764s.